Получить права можно двумя путями — посредством учёбы в автошколе либо после самостоятельной подготовки.
Права категорий А и В являются любительскими, а С, D и Е — профессиональными, а потому для получения последних окончить автокурсы придётся обязательно. В течение трёх месяцев вас будут учить не только вождению и ПДД, но и устройству грузовика или автобуса, безопасности, правилам крепления грузов и т. д.
Научиться водить легковой автомобиль или мотоцикл можно и самостоятельно. Как только почувствуете, что готовы предстать пред строгим взором инспектора, — смело отправляйтесь в ГИБДД, предварительно захватив с собой паспорт и медицинскую справку.
Автомобиль, на котором Вы учились ездить, привозить не нужно. В ГАИ предоставят машину и даже дадут несколько минут потренироваться. Если автомобиль не понравится, Вы можете потребовать заменить его. Правда, для этого придётся доказать, что он технически неисправен, а потому Вы не можете на нём сдавать экзамен. Заявления «Мне она не нравится» или «Я привык к BMW» эффекта не имеют.
Но не забывайте о том, что сдавать практический экзамен придётся на механике, а потому если Вы учились на папином «лексусе», то с инспектором этот номер не пройдёт. Не тратьте ни его, ни своё время. Ищите машину с механической коробкой и учитесь заново.
И готовьтесь к тому, что посетить Госавтоинспекцию придётся несколько раз.
Автобусом, а также трамваем или троллейбусом (на электротранспорт также существуют специальные права) можно управлять только по достижении 20-летия. А категорию Е разрешат открыть только после того, как ваш стаж превысит 12 месяцев.
С автобуса на мотоцикл
Открывать дополнительные категории в существующих правах можно в любое время. Правда, в отдельных случаях без повторного обучения в автошколе и теоретического экзамена не обойтись.
Например, если есть категория А, а хотите категорию В, то её открыть можно и без дополнительного обучения. А вот теорию и практику в ГАИ придётся сдавать по полной программе. Если же категория В уже есть и открывается А, то достаточно сдать экзамен только по вождению. Посещать автокурсы необязательно.
Открытие профессиональных категорий чуть сложнее. Если категория идёт на повышение (например, есть В, хотите С или D), то переучиваться придётся в обязательном порядке. А в ГАИ ждёт проверка как по теории, так и по практике.
Если же категория идёт на понижение (например, у вас есть категория С, а хотите В), то, минуя автошколу, сдаёте только вождение. Перейти с D на С, минуя автокурсы и экзамены, не получится.
В скором времени количество категорий в российских правах может серьёзно увеличиться. О предполагаемых новшествах нередко уже в течение нескольких лет заявляет руководство российской ГИБДД. По одной из идей авторов проекта, число категорий должно увеличиться до семи, а подкатегорий будет целых шесть. Таким образом, законодатели хотят разграничить водителей, которые могут управлять джипами и малолитражками. Ведь если сейчас водитель Daewoo Matiz может без проблем сесть за руль Toyota Land Cruiser, то после нововведения такой манёвр будет проблематичен — придётся переучиваться.
Отдельную категорию обещают также ввести для водителей скутеров, которые сейчас, вообще, имеют право колесить без прав, а также квадроциклов и даже водителей такси. Правда, сроки реализации такого проекта пока тайна за семью печатями.