Иногда студенты нашей автошколы спрашивают: «Что будет, если нажать одновременно на газ и тормоз?»
Вдавливая педаль газа в пол, мы запускаем мотор на высоких оборотах, и если передача уже включена, вся мощность, развиваемая двигателем увеличивает крутящий момент ведущих колес, заставляя автомобиль резко ускоряться. Если в этот момент вдавлена педаль тормоза в пол, то это означает, что колеса автомобиля заблокированы и автомобиль не может двигаться или тормозит. Энергия, которая исходит от двигателя нашего автомобиля не может перейти в момент кручения колес и скапливается на деталях, с помощью которых происходит вращение колес. Из физики понятно, что она никуда не девается, а переходит в другие виды энергии.
Звучит страшно, однако, этот метод используется при диагностике автомобиля при сбое трансмиссии, двигателя и сцепления, а также спортивного вида вождения.
В любом случае последствия маневра с нажатием одновременно педалей газа и тормоза могут быть пагубными и необратимыми. В зависимости от вида используемой в вашей машине коробки передач повреждения могут быть разные:
Механическая коробка передач
В автомобилях с «механическим переключением скоростей» двигатель и коробка передач общаются между собой посредством “сцепления”, работа которого основана на действии силы трения скольжения. Если говорить простыми словами, то сцепление выполняется 2 дисками, изготовленными из специальных фрикционных материалов, которые обеспечивают хорошее трение между собой. Они установлены на валах двигателя и коробки переключения скоростей, прижимаются друг к другу. Таким образом ведомый диск двигателя заставляет вращаться прижатый к нему диск коробки. Когда мы выжимаем сцепление диски расходятся и мы можем спокойно переключить передачу. Отпускать сцепление нужно плавно обеспечивая плавное сжатие двух дисков.
Если нажать одновременно на педали газа и тормоза, диск двигателя придет в действие с большей скоростью, чем диск соединенный с валом коробки переключения скоростей. Он либо остановлен полностью, либо останавливается и чтобы его повернуть нужен очень большой крутящий момент. Это приводит к проскакиванию дисков относительного друг друга, они начинают сильно нагреваться вырабатывая огромную массу тепловой энергии, перегревая и деформируя сами диски сцепления (которые установлены на валах двигателя и коробки передач).
В принципе подобный эффект возникает когда мы пытаемся хорошо газовать на не полном выжатом сцеплении. Курсанты автошкол часто палят сцепление при изучении учебного упражнения площадки “Подъем на эстакаду”. Не полностью отпущенный ручник равносилен нажатой педали тормоза. При этом слышен противный запах и возможен дым от трения двух дисков, которые не полностью прилегают друг к другу! Тем самым мы палим сцепление!
От одновременной долгой работы “тормоза и газа” сцепление просто сгорает ну или глохнет двигатель. Последний из вариантов более предпочтительный. Теоретически, в этот момент все элементы трансмиссии испытывают большие нагрузки и коробка передач так же может быть повреждена.
Замена корзины сцепления и ремонт коробки передач недешевые процедуры, не говоря уже о том, что движение на данном автомобиле своим ходом просто невозможно!.
Автоматическая коробка передач
В автомобиле с автоматической коробкой передач для передачи крутящего момента между двигателем и коробкой используется гидротрансформатор посредством рециркуляции потока рабочей жидкости(масла).
Такой гидротрансформатор автомобиля с «автоматической коробкой передач» состоит из 3 основных частей:
- центробежный насос (соединен с коленчатым валом);
- центростремительная турбина (соединен с валом коробки передач);
- управляющий аппарат — реактор (может свободно вращаться).
Реактор служит для контроля распределения потока масел сквозь насосное колесо к турбине .
Если в автомобиле с автоматической коробкой передач нажать вместе педали газа и тормоза, первым выйдет из строя распределитель, который выполняет главную функцию распределения энергии. Как результат это все приведет к перегреву и полному выходу из строя всего гидространсформатора.
В автошколах Минска на данный момент обучение на автомобилях с коробкой автомат запрещено, поэтому мы не стали очень подробно рассматривать принцип работы гидротрансформатора, и предлагаем вам сделать это самостоятельно!
Кстати, одновременное нажатие тормоза и газа придуманы не просто так, в основном это часто используется и обыкновенными автовладельцами по нашим дорогам. Где очень много разных неровных рельефов местности и ям, где нужно довольно резко реагировать на сложившуюся обстановку в пути, при резком торможении и набора скорости. В спортивной практике есть управляемый занос, который контролируется таким видом работы педалей газа и тормоза. Но лучше такие маневры предоставить опытным водителям, участвующим в различных авторалли, которые чувствуют автомобиль и вовремя отпустят ту или иную педаль, не позволив сгореть сцеплению или гидротрансформатору.
Вывод таков, что с малым опытом вождения, когда ты еще не чувствуешь автомобиль, как он ведет себя внутри, лучше не нажимать одновременно эти две совершенно разные по своим функциям педали, а использовать их по применению в отдельности друг от друга.