Одним из основных условий безопасности на дороге является правильная геометрия движения. Уроки зимнего вождения очень схожи с уроками рисования, но рисование происходит с помощью автомобиля: палочки в упражнении «разгон и торможение», кружочки в упражнении «волчок», упражнение «треугольник» для тренировки правильного вхождения в поворот на зимней дороге и получился треугольник и многие другие. Для контроля автомобиля при его заносе нужно рисовать и пройти упражнение «восьмерка».
Если водитель хочет научиться профессиональному вождению и исключить из своей практики критические ситуации на скользкой дороге, ему нужно будет изучить действие рулем и педалями газа, принимая их как слитный воедино процесс. Эти органы могут взаимно дополнять друг друга. Так, например, недостатки в рулении возможно исправить с помощью работы с педалью акселератора, а недостатки длительной пробуксовки приводных колес исправляются небольшой амплитудой работы рулевым колесом.
Упражнение восьмерка
В упражнении «восьмерка» можно научиться элементам управляемого заноса на небольшой скорости, и приемам произвольной смены направления движения в режиме бокового скольжения.
В этом случае водитель должен передавать функцию управления автомобиля с передних на задние колеса, используя способ их пробуксовки для доворота автомобиля на нужный уровень. Движение по кругу в заносе требует равновесия в системе взаимодействия водителя с дорогой. И это равновесие достигается положением передних колес и величиной пробуксовки задних.
Выезжая на площадку для отработки упражнения «восьмерка», нужно разогнаться на прямом участке, протяженностью пятнадцать метров и подготовиться к движению по кругу вправо. Для этого нужно повернуть колеса на небольшой угол и продолжать движение по дуге. Нажатием на педаль газа следует перевести автомобиль в дозированный занос. Занос нужно продолжать по всей дуге, чередуя действия рулем и педалью газа, увеличивая и уменьшая продолжительность и силу нажатия на педаль акселератора регулировать угол заноса. Действия рулем могут также увеличивать или ослаблять занос. Между этими двумя органами управления должна возникнуть беспрепятственная связь, обеспечивающая движение автомобиля в боковом скольжении. Завершив круг в заносе, нужно перевести автомобиль в прямолинейное движение, отпустив педаль газа и прекратив тем самым пробуксовку задних колес, и поставив передние в положение прямо. Затем снова прямой участок и поворот, но уже влево. Все движения должны быть схожи с поворотом направо: выворот колес, нажатие и отпускание педали газа для создания заноса, этим самым создавая необходимый угол заноса, поддерживая его движениями рулем и педалью акселератора.
Сложность маневра заключается в том, чтобы сочетать созданные движения с боковым скольжением. Это не просто «восьмерка», а «восьмерка в заносе», поэтому выполнение этого упражнения имеет несколько особенностей:
- нужно перевести автомобиль из прямого движения в движение по дуге и сразу же начать скольжение;
- нужно не прекратить занос, а сохранить его на протяжении всего поворота;
- нужно нарисовать автомобилем симметричную фигуру.
Смотреть видео “Управляемый занос – упражнение треугольник“