Министерство внутренних дел борется за повышение качества подготовки водителей. В связи с этим разработан проект, предполагающий объединение частей практического экзамена, который сейчас проводится на площадке и в городе. Проверять, насколько хорошо закреплены водительские навыки, предполагается на едином экзамене – в городе.. Как сказал глава ГИБДД России Михаил Черников, новый формат позволит выпускать водителей «более подготовленными и интегрированными в поток движения».
Есть возражения
Законопроект «О допуске граждан к управлению транспортными средствами» подготовили летом 2018 года, сейчас он находится в стадии оценки регулирующего воздействия. Планировалось, что закон вступит в силу уже в 2019 году, но против единого практического экзамена выступил ряд автошкол, а затем претензии высказали Минтранс и Минобрнауки.
Теперь подключилось и Минэкономики, которое вынесло по проекту отрицательное заключение. В ведомстве считают, что он выходит слишком энерго- и финансовозатратным. По мнению чиновников, такой экзамен будет занимать слишком много времени, хотя цель ставилась обратная. И в случае неудачи придется пересдавать весь практический экзамен, а не его часть, как сейчас, – а это чревато увеличением числа пересдач и нагрузки на экзаменаторов, что принесет дополнительные расходы.
Для полноты картины приведем статистику ГИБДД, на которую также опиралось Минэкономики: в 2017 году провели 4 618 674 практических экзамена, с первого раза «площадку» сдали 44% учащихся, «город» – 34%, при этом на каждого в среднем пришлось 5,6 попытки. Кроме того, в 2016 году автошколы за свой счет переоборудовали автодромы под измененные требования закона. Затраты достигали 6,5 млн. рублей на каждую, а в общей сумме составили около 1 млрд. рублей. Если новые площадки останутся не у дел, для заведений это станет грандиозной «недополученной выручкой». На подобные возражения ГИБДД ответила, что обучение водителей на площадках сохранится. Еще одна проблема, как считают в Минэкономики, заключается в создании во время экзамена опасной обстановки на дорогах, потому что проверять навыки управления грузовиком также придется в городе. А чтобы развернуть тот же «КамАЗ» с прицепом, требуется территория длиной до 70 м. К тому же отдельная «площадка», по сути, отсеивает самых неподготовленных кандидатов. Также из-за отсутствия четкого регламента, который есть для упражнений на площадке, в Минэкономики опасаются увеличения влияния субъективной оценки.
В качестве альтернативы Минэкономики предложило ГИБДД «проработать риски» нововведений в рамках эксперимента, а уже после принимать закон. С разногласиями профессионального сообщества будет разбираться правительство, а потому пока процесс получения водительского удостоверения остается прежним.
Сколько стоит обучение в автошколе, руб.
В 2019 году обучение в автошколе в среднем стоит около 30 тысяч рублей. Ниже приведены цены из нескольких городов для автомобилей с МКП в расчете на 56 часов без скидки.
Москва
- «АвтоМир» 32 000
- «АвтоДрайвер» 38 000
- «Пала» 38 000
- «Фордевинд» 38 900
- ДОСААФ СВАО Москвы 41 000
- «Светофор» 32 000
Краснодар
- «Формула» 32 000
- «Шанс и С» 32 000
- «Флагман» 32 000
Санкт-Петербург
- «Вираж» 23 900
- «Ритм» 21900
- «Смольный» 18 900
- «Автошкола №1» 35 000
- «Зебра» 29 700
- «Учебный комбинат» 20 000
Екатеринбург
- «Курсант» 25 000
- «Пегас-Авто» 19 000
- «Свердловская» 21000
Настоящий порядок получения прав
Процесс получения права управления автомобилем сейчас начинается с выбора автошколы, поскольку с 2013 года обойтись своими силами и отправиться штурмовать ГИБДД без свидетельства о прохождении профессионального обучения на вождение ТС нельзя. В среднем курс длится от 1,5 до 3 месяцев и включает рекомендованные 130 часов теории и 56 часов практики для МКП или 54 часа для АКП. Практические занятия в автошколах проходят в два этапа: обучение базовым навыкам на площадке и в городе. По окончании учебы следуют экзамены. Сначала сдают внутренний в автошколе – билеты, упражнения на площадке, выезд в город. Тест по теории состоит из 20 вопросов и допускается сделать две ошибки, при этом за каждую накинут по 5 дополнительных вопросов уже без права на ошибку. Практический экзамен начинается с 5-6 упражнений на автодроме, и при успешном их прохождении продолжается в городе, пока экзаменуемый не выполнит все маневры или не наберет штрафные 5 баллов. Затем нужно сдать экзамены в ГИБДД. Испытания там аналогичны экзаменам в автошколе.