Большую обеспокоенность психологов, сотрудников дорожной полиции и других специалистов вызывает стремление некоторых подростков и молодежи рисковать собой за рулем автомобиля после обучения в автошколе. Безответственное вождение – большая проблема для юных водителей и общества, в целом.
Новые исследования, опубликованные в журнале «Психологическая наука» (Psychological Science), проливают свет на эту проблему. Как оказалось, в течение двух месяцев после серьезных аварий подростки ведут себя за рулем сдержанно и аккуратно.
Ученые из Национального колледжа Ирландии изучили более 250 тинейджеров, которые активно водят автомобиль. Они выяснили, что если они оказываются участниками аварий, то на некоторое время их поведение за рулем становится более сдержанным и осторожным, чем ранее.
Исследователь Фирган О’Брайен занимается изучением неосторожного вождения уже много лет. Он надеется открыть способы сделать таких водителей более ответственными в массовом масштабе. – В авариях нет ничего хорошего, – говорит Фирган. – Каждый водитель должен делать все возможное, чтобы их избежать. Но наши исследования показали, что от аварии есть и польза… Данные нашего исследования продемонстрировали, что экстремальное вождение, которое включают резкий разворот, остановку на большой скорости и другие маневры, чаще встречается у людей, которые недавно побывали в аварии. Особенно если сравнивать их методы вождения с поведением тех, кто в аварии давно не был. Но такого рода неприятности на два месяца делают из гонщиков осторожных водителей.
Самое интересно заключается в том, как О’Брайен построил исследования. Он сумел измерить отношение к экстремальному вождению до и после аварии.
Технологии проведения таких исследований подразумевали изучение самоотчетов водителей о методах их вождения, – поясняет ученый. – Что касается нашего проекта, то мы изучали водителей до и после аварии, в то время, как все другие исследователи изучают их только после инцидентов.
Более ранние исследования уже доказывали, что в начале вождения риски попадания в аварию выше, чем через несколько лет после получения прав. Возраст и опыт вождения играют значительную роль в этом процессе. О’Брайен с коллегами решил изучить, как влияет вовлеченность в аварию на водительское поведение в течение некоторого времени. В его исследовании приняли участие 254 человека в возрасте от 16 до 17 лет. Машины подростков были оснащены специальными устройствами, которые измеряли ряд показателей и при помощи камер, размещенных под разными углами, фиксировали их передвижения. Ученый сосредоточил свое внимание на таких авариях с участием подростков, которые требовали вызова полиции. В Ирландии сотрудников ГИБДД вызывают только в ряде случаев:
- если есть серьезные повреждения автомобиля;
- если сработали подушки безопасности;
- если у пассажиров и водителей есть травмы;
- если машина перевернулась.
Результаты исследования показали, что рискованные маневры в первые недели после аварии встречаются на 34% реже, чем до аварии, примерно через два месяца все возвращается на круги своя. Однако легкое изменение поведения в сторону осторожности все-таки наблюдается и по происшествие этого времени.
Успокаивает тот факт, что изменение водительского поведения может произойти за короткий промежуток времени, – считает О’Брайен. – Буквально через несколько дней после аварии водители становятся более осторожными. Это означает, что юные водители учатся на своем примере, в том числе, на неприятных инцидентах.
Автор считает, что нужно воспроизвести это исследование на других выборках, которые включали бы большее количество участников. Возможно, тогда будут найдены методы обучения водителей осторожному вождению в масштабах страны или региона.