В то время я брал уроки у частного инструктора по вождению и чувствовал себя за рулем довольно уверенно. О самостоятельных поездках я старался не думать. И вдруг моей семье захотелось в пригород, причем на нашей машине. Конечно, я пытался возражать, так как намеченное количество занятий по вождению еще не прошло. Но, трезво подумав, я пришел к выводу, что однажды всё-таки мне придется сесть за руль и совершить первую самостоятельную поездку.
Фактически это был мой первый выезд со времени окончания автошколы. Я нервничал не из-за своей неопытности вообще, а из-за проезда перекрестков в частности. Но правила проезда перекрестков и «преодоление» разнообразных перекрестков были темой последних занятий с инструктором. Еще одним изъяном было незнание маршрута движения. Честно сказать, я много раз перемещался в том направлении на автобусе, и запоминать маршрут не было необходимости. Получается примерно как у Грибоедова: зачем учить географию, если водитель знает дорогу? Теперь же мне предстояло проехать этой дорогой на своей машине. Моё беспокойство рассеяла жена: у нее хорошая память, и все повороты она знает. Я согласился,
В тот день случилось несколько событий, правда, обошлось без потерь. Самые значимые последствия имело одно из них. Я не перестроился вовремя и пропустил нужный съезд на развязке. Пассажиры спохватились, но машина продолжала ехать и удалялась от поворота. Чтобы прекратить крики, я сказал, что сейчас съеду с дороги, потом вернусь на нее, мы доедем до места назначения, но немного измененным маршрутом.
Подходящим местом я по неопытности посчитал съезд около заправки. Выбор оказался неудачным. Во-первых, дорога, уходящая вправо, была узкой, поэтому пришлось разворачиваться в стеснённых условиях. Вернувшись к месту съезда, мы поняли, что свернуть налево не получится. Прямо перед нами была сплошная двойная, нужно выезжать на дорогу и искать другую возможность для возвращения. Поток перед нами двигался очень медленно из-за стоп-контроля, который устроила впереди дорожная полиция. Нам нужно выезжать, а в потоке нет разрывов. Проблема…
Делать нечего, я дожидаюсь просвета на дороге, но его нет. Тогда я пробую приблизиться к потоку под небольшим углом, надеясь, что мне дадут войти в поток. Двигаюсь осторожно, с опаской, и тут нам улыбается удача! Одна из машин притормаживает и ясно показывает: «Проезжай». Я на радостях машу водителю ладонью. Войдя в поток, я настраиваюсь на езду и уже спокойно прохожу стоп-контроль. Машины, набирая скорость, освобождают проезжую часть вокруг меня, что меня окончательно успокаивает. Я доезжаю до какого-то кармана справа, разворачиваюсь в нём и возвращаюсь на дорогу, чтобы ехать уже в обратном направлении…
До самого места назначения больше ничего серьёзного не происходило. В этот же день, почти сразу по возвращении домой, у меня было очередное занятие с инструктором. Я рассказал ему о случае с пропущенным поворотом, как встраивался в поток, как съезжал с дороги, как возвращался на неё. После моего рассказа он сделал два важных замечания.
Во-первых, в медленно движущийся поток войти легко, так как коллеги-водители едут медленно и терпимо относятся к желающим присоединиться к ним. Они не могут ехать быстро, поэтому несколько метров для них – не проблема. Нужно только попросить и вас впустят. Это не относится к быстро движущемуся потоку, там нужно действовать заблаговременно и решительно. Во-вторых, лучшим вариантом в моем случае было бы съехать с дороги налево. По возвращении к главной дороге мне оставалось бы сворачивать направо и набирать скорость.
Для себя я сделал два вывода, чтобы не делать подобных ошибок в будущем. Во-первых, я должен хорошо представлять свой маршрут. Для этого есть карты, атласы дорог, интернет, GPS-навигаторы. Мне нужно готовиться к поездке самому, чтобы не пенять на пассажиров. Во-вторых, если сбился с дороги, нужно сбросить скорость и съехать на правую полосу. Если решение быстро не находится, можно съехать на обочину. Чем медленнее ты удаляешься от своего поворота, тем меньше времени тратишь на путь назад.
Теперь я понимаю, почему первая поездка запоминается многим новичкам. Мои впечатления были очень яркими. Это был мой первый собственный опыт, и он для меня – самый ценный.