• Автоинструктору
  • Войти
  • Зарегистрироваться
Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Полезные статьи

Законы автомобильной робототехники


В этой статье речь пойдет о том, что в ближайшем будущем, возможно, станет главной проблемой в разработке автомобилей с автономным управлением и одной из важнейших вех развития автомобильной промышленности в целом. И проблема эта кроется отнюдь не в технической сфере, а, как ни странным это может показаться, является, в первую очередь, ценностно-философской.

В настоящее время развитие оптики, компьютерной техники, средств связи и дорожной инфраструктуры позволяют достаточно беспроблемное использование беспилотных автомобилей на многих дорогах. Нетрудно себе представить и то, что в ближайшие 5-10 лет технические средства позволят повсеместное использование таких машин, по меньшей мере, во всех высокоразвитых странах. Компьютеры управления смогут безошибочно распознавать препятствия, вполне возможно, вплоть до личности переходящего дорогу пешехода.

Тем не менее, несмотря на впечатляющие возможности компьютеров просчитывать ситуации, нельзя исключать аварийные ситуации из-за непредсказуемого поведения живых участников движения. Ведь будут на дорогах и автомобили, управляемые людьми, и пешеходы. И здесь возникает тот самый важнейший вопрос о том, как поведет себя автопилот в ситуации, когда избежать аварии невозможно, но последствия аварии компьютер может просчитать до мелочей. Каким будет алгоритм выбора жертвы ДТП, если эти жертвы неотвратимы. К примеру, в случае внезапного появления пешехода на дороге и невозможности объехать его без переворачивания автомобиля с летальным исходом для пассажира, кого выберет робот в качестве жертвы? 

На данный момент большинство разработчиков склоняются к идее приоритетного спасения пассажиров автомобиля. И это кажется разумным и логичным. Да и не всякий хозяин будет готов сесть в свой беспилотный автомобиль, заранее зная, что в экстремальной ситуации робот преднамеренно пожертвует его жизнью ради спасения нескольких незнакомых ему участников движения. Однако, ответ большинства будет отнюдь не таким однозначным, если роботу придется выбирать между жизнью единственного пассажира автомобиля и группой детворы из детского сада. 

Станет ли при программировании систем управления автомобилем ценность жизни каждого пассажира выше ценности двух, трех, десяти возможных жертв на дороге – создание алгоритмов выбора решения в экстренных ситуациях технически не сложно, однако, накладывает серьезную морально-этическую ответственность на разработчиков автопилотов.Ежегодно в мире гибнут миллионы людей в авариях, при внедрении автопилотов количество жертв станет, безусловно, меньше. Но если в наши дни подавляющее большинство жертв страдают и гибнут непреднамеренно, то в новой эпохе почти все жертвы станут результатом преднамеренных, пусть и вынужденных действий автономных управляющих систем.

Человечество вступает в удивительный новый мир, в которым сформулированные более полувека назад законы робототехники Айзека Азимова не являются более теоретическими размышлениями о фантастическом будущем. Вскоре всем нам придется в реальности столкнуться с роботами, и автомобили – одна из первых областей, в которых от действий роботов будет зависеть жизнь многих миллионов людей. В первую очередь от того, какими будут эти новые законы робототехники, разработанные автомобильными инженерами XXI века.

«
»

Наши автоинструкторы!