• Автоинструктору
  • Войти
  • Зарегистрироваться
Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Полезные статьи

Вождение автомобиля на мокрой дороге


Вождение автомобиля на мокрой дороге требует от водителя выполнения ряда правил!Лето может и радовать нас ласковым солнцем, и огорчать осадками – дождем и градом. От этого никуда не деться, поскольку значительные территории нашей страны могут похвастаться обильными дождями. Часто под колесами автомобилей – мокрый асфальт, тонкая пленка воды, иногда вокруг – чересчур разгулявшаяся стихия, несущая с собой массу неприятностей. Водителям приходится считаться даже с тонким слоем влаги под колесами. 

Качество резины должно быть всегда на высоте, об этом должны позаботиться хозяева автомобилей. А производителям шин приходится учитывать разные погодные условия, кроме прочего, и нашу дождливую погоду. 

Какие ситуации характерны для мокрого дорожного покрытия? 

  1. Утрата сцепления с покрытием. Увеличивая скорость движения, водитель понижает показатель трения резины о дорогу. Мокрая поверхность позволяет увидеть это намного нагляднее, чем сухая. Пусть водитель не успокаивает себя тем, что его автомобиль «обут» в качественную резину, с хорошим протектором, поскольку при 80 км/ч даже несильный дождь и миллиметровая пленка воды способны уменьшить сцепление шин с поверхностью примерно в два раза. Интенсивный дождь и вовсе уменьшает показатель сцепления впятеро. Со старыми, истертыми шинами ситуация еще хуже. Нужно постоянно помнить о первых минутах дождя, когда влага с неба смешивается на дорожном покрытии с частицами резины, остатками масла, пылью, и под колесами автомобилей создается коварная, незаметная для глаз пленка. 
  2. Потеря автомобилем управляемости. Машина быстро откликается на повороты руля, в том числе, когда колеса имеют хорошее сцепление с дорогой. Но чем интенсивнее идет дождь, чем быстрее движется автомобиль, тем хуже становятся показатели сцепления. У водителя возникает ощущение, что руль работает впустую, поскольку отклик автомобиля становится «размытым». В таком случае маневрирование сильно усложняется. 
  3. Удлинение тормозного пути. С возрастанием скорости растет вероятность попадания автомобиля в неприятные ситуации, поскольку тормозной путь растет. Например, на скорости 80 км/ч машине до полной остановки понадобится в 1,5 раза большее расстояние; дистанция торможения станет длиннее на 20 метров. Малейшая ошибка водителя может лишить его каких-либо шансов уйти от аварии. 
  4. Возникновение аквапланирования. Полную утрату контакта колес с дорожным покрытием, когда автомобиль всплывает над слоем воды, называют аквапланированием. Для сохранения управляемости и тормозных качеств колес во время осадков шина должна выводить значительное количество воды. Например, во время сильного дождя на скорости 80 км/ч нужно удалять из-под колеса приблизительно 25 л воды за секунду. Если скорость увеличивается или дождь усиливается, то настаёт момент, когда вода уже не успевает уходить из пятна контакта, а перед шиной появляется водяной клин. Контакт с дорожным покрытием теряется, автомобиль начинает скользить по пленке воды, и при этом им практически невозможно управлять. 

Как сохранить управляемость на мокром покрытии?

  1. Выбирайте правильные покрышки. Удостоверьтесь, что колесо способно эффективно убирать воду из пятна контакта, имеет асимметричный дизайн и снабжено широкими каналами вдоль всей длины для отвода нежелательной жидкости. Резина может также иметь полимерные включения и кремниевые соединения, что способствует сохранению контакта с мокрым покрытием. Устойчивости при езде способствует эффективное взаимодействие выбранных колес с электроникой автомобиля, например, с противозаносной системой или блоком распределения тормозных усилий. 
  2. Контролируйте износ резины. Технические регламенты устанавливают минимальную высоту протектора, которая дается в качестве рекомендации, указания на предел безопасности. Даже если минимум составляет 1,6 мм, нужно помнить, что для отвода воды глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. 
  3. Следите за колесами. Давление в шинах, не соответствующее требованиям производителя автомобиля, изменяет картину распределения сил при контакте резины с покрытием. Если колесо немного недокачано, то уменьшается сцепление в центре протектора. Когда колесо перекачано, то страдает сцепление боковых зон шины с покрытием.
  4. Выбирайте безопасную скорость. В дождь она зависит от многого: состояния тормозной системы, видимости, обзорности, типа автомобиля, толщины водяного слоя, глубины протектора, состояния дорожного покрытия и других факторов. Только водитель в достаточным опытом сможет верно оценить все возможности и опасности. Однако есть общие рекомендации, которые будут полезны каждому водителю. Например, новая резина дает хорошее сцепление по мокрому покрытию при скорости движения по городу – 60 км/ч, но даже самые современные колеса не могут уберечь машину от аквапланирования, если скорость превышает 60 км/ч.
  5. Избегайте резких маневров при движении. Во время или после дождя, при плохом сцеплении с дорогой энергичные действия водителя провоцируют занос или другие неприятности. Если вести себя неразумно, то придется исправлять свои ошибки, которые могут иметь разные последствия. Чтобы не расплачиваться за совершенные действия и всегда доезжать до конца запланированного маршрута, нужно приучить себя совершать любой маневр плавно и в нужное время.
«
»

Наши автоинструкторы!