Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Статьи

Теоретические азы вождения на механической КПП


Ездить на автомобиле с механической коробкой на порядок сложнее, чем на новеньких моделях с автоматическим переключениемАвтомобиль – механизм, познавать который необходимо только на практике, но все же определенная теоретическая база нужна. Научить нажимать кнопочки в определенной последовательности можно и зайца, но для хорошего вождения нужно понимание и логически выстроенная цепочка действий.

Ездить на автомобиле с механической коробкой на порядок сложнее, чем на новеньких моделях с автоматическим переключением. Опытные водители утверждают, что для городского передвижения удобней современные системы управления, но навык обращения с классическими механизмами должен присутствовать у каждого. Инструкторы советуют всегда начинать обучение на транспортном средстве с механической КПП, поскольку познать упрощенный вариант всегда можно, а вот наоборот – не всем под силу.

Педали автомобиля с механической коробкой передач

Прежде чем описывать технику и правила вождения автомобиля с помощью механической коробки передач, необходимо разобраться с применяемыми инструментами – педалями.

Представим три педали в порядке слева направо: первая – сцепление, вторая – тормоз, третья – газ. Обычно последние две расположены ближе друг к другу. Это сделано специально для ускорения остановки, так как в определенных ситуациях доля секунды может сыграть свою роль.

Каждый из вышеперечисленных элементов предназначен для выполнения определенного задания или функции. Чем сильнее нажимается педаль газа, тем с больше частотой работает двигатель, что ускоряет движение самого транспортного средства. Педаль тормоза имеет абсолютно противоположный эффект.

Педаль сцепления играет самую большую роль в процессе езды с механической коробкой передач. Именно с помощью ее нажатия происходит переключение скоростей и первоначальный сдвиг автомобиля с места. В случае неисправности данного элемента управление совершенно невозможно (хотя это же можно сказать и об остальных педалях).

Особенностью сцепления является то, что оно выступает соединяющим механизмом между мотором и колесами. При работе с данной педалью важна не сила нажатия, а плавность ее отпускания.

Работа со сцеплением

Прежде чем обучаться вождению, важно научиться равномерно отпускать сцепление. Первые разы лучше упражняться при выключенном моторе во избежание износа механизмов. Желательно иметь удобную обувь, которая не будет сковывать движения. Левую ногу ставят на пятку и подошвой нажимают на педаль. Не стоит делать это только носком ноги, так как педаль должна хорошо чувствоваться.

Пружина, входящая в состав самой педали, начнет плавно отталкивать ее назад. Нет необходимости делать дополнительные усилия, достаточно просто поддаться отдаче и медленно отвести ногу.

 Первые метры

Для отработки первых навыков лучше всего подойдет большая пустынная площадка, без оврагов, ям и ухабов. Желательно подобрать максимально ровную территорию без уклона, чтобы автомобиль самостоятельно не катился. Вполне подойдет грунтовая дорога, главное — чтобы она была сухая и не песчаная. Вождение автомобиля на начальном этапе требует полного сосредоточения на органах управления автомобилем и желательно меньше отвлекаться на другие  препятствия.

Водитель всегда должен чувствовать себя комфортно в своем транспортном средстве, для этого необходимо правильно настроить расстояние между сидением и рулем и наклон спинки. Далее выжимается педаль сцепления, и проверяется положения рычага коробки передач (он должен быть на нейтральной скорости).

Проверить последнее очень просто: нужно легонько подвигать рычаг в разные стороны. Если он не поддается, это свидетельствует о включенной скорости, и нужно сначала ее сбросить. Обычно схема переключений выгравирована на торпеде рядом с коробкой.

После настройки сидения и проверки всего необходимого можно включать зажигание и заводить движок. Самостоятельное обучение вождению — это, определенно, поступок, на который сможет решиться не каждый, все же лучше воспользоваться услугами инструктора или опытного водителя. Главная проблема новичков — это неуверенность в себе и возникновение паники при потере контроля, поэтому лучше, чтобы рядом сидел человек, который сможет перехватить управление на себя и помочь в трудной ситуации.

Итак, необходимо запомнить последовательность: зажать сцепление, включить зажигание, включить передачу и медленно отпустить сцепление с одновременным нажатием газа. Нужно быть готовым к первым неудачам и не сильно печалиться из-за них. Лишь у малого процента новичков все выходит гладко с первого раза, и обычно такие водители в дальнейшем связывают свою жизнь и работу с автомобилями.

После освоения азов начала движения с места, необходимо изучить переключение скоростей. Схема перевода рычага изображена в салоне автомобиля, в случае чего на нее можно подглядывать, но через короткий период времени это действие дойдет до автоматизма.

Переходить ко второй передаче нужно при показателе на тахометре в 3000 оборотов в минуту. Потребность переключать скорость на более высокую со временем водитель начнет понимать по звуку двигателя.

«
»