• Автоинструктору
  • Войти
  • Зарегистрироваться
Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Советы автолюбителю

Как преодолевать неглубокие ямы


Ямы (рытвины, колдобины, выбоины) и прочие неровности – это препятствия, которые ежедневно приходится преодолевать машинам. На наших дорогах они не исчезают по мановению волшебной палочки. Время от времени старые прорехи в покрытии укрываются свежим асфальтом. Но тут же появляются новые. Водителям приходится бороться с этим повсеместным явлением, поскольку ехать все равно нужно.

Научиться преодолевать понижения и возвышения на дороге может каждый водитель. Этим он уменьшит потерю денег и нервов. К сожалению, автошколы не учат курсантов справляться с неровностями. Новоиспеченному водителю приходится учиться этому самостоятельно или брать уроки у инструктора по вождению.

На проезде ям и возвышенностей на сверхнизких скоростях специально останавливаться не стоит. Хотя стоит упомянуть одно правило, касающееся водителей-тихоходов: машина должна скатываться в яму, а не падать в нее. Нельзя максимально нагружать переднюю ось, это губит автомобильную подвеску. 

Способы проезда небольших углублений нужно рассмотреть подробнее. «Больше скорость – меньше ям». Все слышали эту пословицу, но не всем понятен ее смысл. Как спортсмены на высокой скорости проезжают участки с ямами и наплывами? Они совершают своеобразный полет над препятствием, и машина мчится дальше. Если на дороге есть проблемное место, то машина касается только краев ямы и преодолевает подъем или углубление с максимально разгруженными осями. 

Водителю нужно научиться активно работать педалями и рулем. Попеременно чередуя тормоз с акселератором, водитель загружает или разгружает нужную ось. При нажатии на педаль тормоза машина «клюет» носом, передние пружины, принимая на себя силу инерции, сжимаются. В то же время задний мост освобождается от обычной нагрузки, а пружины разжимаются. 

При подаче газа передняя ось частично освобождается от нагрузки, а задняя, наоборот, принимает вес автомобиля. Пружины подвески то сжимаются, то разжимаются. При повороте руля вправо или влево силы, действующие на автомобиль, нагружают противоположную его сторону – левую или правую.

Эти приемы применяют опытные гонщики. Не помешают они и их коллегам, эксплуатирующим автомобили вдалеке от гоночных трасс. При эксплуатации автомобиля важно снижать ущерб, наносимый подвеске. Требуются регулярные тренировки для доведения необходимых действий до автоматизма. 

Всего три приема, применяемые в опасных ситуациях, повысят мастерство водителя и уменьшат ущерб от колдобин.

Прием первый применяется при движении на приличной скорости. Если впереди показалась яма, за несколько метров до нее резко нажимают педаль тормоза. Автомобиль должен замедлить ход, чтобы передние пружины нагрузились. На краю ямы педаль бросают, инерция разгружает переднюю подвеску, и машина как будто взлетает над дорогой. Нагрузка на передние пружины уменьшается настолько, что автомобиль преодолевает яму без серьезных последствий.

Прием второй используется на небольшой скорости. Приблизившись к яме, водитель нажимает на педаль газа. Передняя подвеска разгружается, и колеса проходят яму с наименьшей нагрузкой. Когда передние колеса оказываются за ямой, педаль газа отпускают. Теперь напрягается уже передняя часть автомобиля, а задний мост разгружается перед прохождением препятствия.

Прием третий, когда правым колесом придется въехать в яму. Нужно, во-первых, почти перед самой ямой повернуть руль влево и, во-вторых, вернуть руль назад, чтобы автомобиль заехал правым колесом в яму. И оно, будучи разгружено первым действием, намного легче преодолеет неровность. 

Советы от автоинструкторов:

  1. Пытаясь объехать яму, водитель не должен забывать, что слева от него – полоса встречного движения, а сзади – коллеги, не всегда внимательно следящие за обстановкой. 
  2. Уходя от ямы на скорости в плотном потоке, можно наделать гораздо больших бед. Поэтому приходится следить за дорогой. Действия коллег, едущих впереди, – хорошая подсказка.
  3. Движения рулем и сила нажатия на газ или тормоз обязательно соответствуют скорости машины. При увеличении скорости угол поворота рулевого колеса уменьшается.
  4. Поскольку неровности не исчезнут, нужно осваивать приемы их проезда. Не следует сбрасывать скорость, если возвышенности или углубления можно переезжать, не теряя импульса.
  5. При появлении препятствия лучше снизить скорость. Только оценив размеры и характер неровности, следует применять описанные маневры.
  6. Особое внимание ямам и прочим дефектам дорожного полотна должны уделять владельцы автомобилей на низкопрофильной резине. Такие колеса легко разрушаются от удара о край рытвины.
  7. Нужна постоянная тренировка. Результат не заставит себя ждать.

Приемы преодоления неровностей помогают автовладельцам беречь свои нервы и одновременно улучшать свои практические навыки. Забота о своем автомобиле – очень практичная и полезная привычка.

«

Наши автоинструкторы!