Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Советы автолюбителю

Галоген, ксенон, или светодиод?


Галоген, ксенон, или светодиод?  По итогам эксперимента были сделаны неожиданные выводы о том, что способности светодиодных фар, которым бесконечно поют дифирамбы популярные производители и маркетологи, несколько преувеличены.По многочисленным запросам было проведено исследование на предмет изучения одного из самых перспективных направлений – светодиодного освещения. Решался главный вопрос всех автомобилистов: стоит ли раскошеливаться на дорогие фары и каковы реальные преимущества этой светотехники.

В поединке сошлись машины с галогенной, ксеноновой и LED-светотехникой. По итогам эксперимента были сделаны неожиданные выводы о том, что способности светодиодных фар, которым бесконечно поют дифирамбы популярные производители и маркетологи, несколько преувеличены.

Однако технологии не стоят на месте. Светодиодное освещение в прямом смысле наше светлое будущее. Поэтому было принято решение провести сравнительный анализ доступных на российском рынке автомобилей со светодиодными фарами. Тестовая группа составила достаточно разнообразную компанию – от самых популярных и относительно доступных автомобилей до неприлично дорогих, что дало обильную пищу для размышлений.

Разница в конструктивной сложности фар и систем управления ими оказалась настолько значительной, что участники теста были распределены на несколько условных групп. Обладатели самых простых систем – Hyundai Tucson, Nissan X-rail и Toyota Land Cruiser 200.

Не стоит удивляться что «двухсотый» со стартовой ценой 3,8 млн рублей попал в эту компанию по степени технической навороченности. Toyota находится на уровне автомобилей Hyundai и Nissan. На Ниссане и Тойоте установлены полностью светодиодные фары и система автоматического управления дальним светом. Hyundai ее лишен, а по LED-технологии у него выполнен только ближний свет. Зато он умеет дополнительно подсвечивать повороты, чему не обучены оба «японца».

Вторую группу сформировали Infiniti Q50, Jaguar XF и Cadillac Escalade ESV, которые обладают внушительным арсеналом для борьбы с «силами тьмы»: располагают полностью светодиодными фарами, системой автоматического управления светом и функцией подсветки поворотов.

К высшей категории отнесли Audi Q7, Mercedes-Benz C-класса, Volvo XC90 и Lexus LX. В довесок к перечисленным выше функциям они являются обладателями так называемых матричных фар, которые умеют сегментарно приглушать свет, чтобы не слепить водителей встречных и попутных машин и теоретически должны на голову превзойти прочих участников теста по качеству освещения дороги.

Общепринятой методики сравнительных испытаний современной светотехники нет. Поэтому, как и в случае с системами автоматического торможения, была разработана собственная тестовая программа. Она включала комплекс различных упражнений.

Уроки вождения в Минске

Уроки вождения в Минске

Тесты поделили на три этапа:

  1. Статические испытания. В определенных точках замеряем люксметром освещенность в режиме ближнего и дальнего света, а также оцениваем работу боковых и поворотных фар при их наличии.
  2. Проверка в динамике. Насколько четко и быстро функционирует автоматическое включение и выключение дальнего света, а еще – как работает матричная технология.
  3. Регламентированный тестовый маршрут по дорогам общего пользования, где, в отличие от рафинированных условий полигона, есть другие автомобили, дорожные знаки, мачты освещения и прочие особенности, сбивающие с толку управляющую электронику.

Из-за значительных технических различий участников теста не расставляли по ранжиру, но лучших в отдельных дисциплинах выявили. К замерам освещенности приступили в полной темноте с помощью беспристрастного люксметра. Глаза перестают видеть объект, когда освещенность падает ниже пяти люксов. Но на границе светового пучка, за которой визуально начинается кромешная тьма, прибор еще фиксирует один люкс – вот это значение и принимается в качестве пограничного. До нуля освещенность может снижаться очень долго – десятки метров! – но это уже фоновое значение, которым можно пренебречь.

В динамических тестах оценивали работу автоматики переключения с дальнего света на ближний и обратно. Практически все машины выступили одинаково при встречном разъезде, когда в объектив камеры попадал яркий головной свет. Они не испытывали затруднений и мгновенно меняли режим. Кроме, разумеется, Hyundai, который лишен этой функции. А вот когда нужно было ориентироваться на более тусклые задние габариты, некоторые давали сбои. Nissan X-Trail даже в идеальных условиях полигона, где на спец-дорогах нет дополнительных источников света, мешающих корректной работе автоматики, распознавал их через раз.

Infiniti Q50 и Cadillac Escalade стабильно опаздывают при переключениях с дальнего света на ближний, когда их обгоняет другой автомобиль. Измерения показали, соответственно, четыре и три секунды задержки! Всё это время обогнавший их водитель мучается из-за отражающегося в зеркалах яркого света фар.

Работу автоматики дополнительно проверяли на дорогах общего пользования, где мешают другие источники света, сложный рельеф, дорожные знаки и автомобили. Сбои при распознавании габаритных огней повторились. Более того, к компании Infiniti, Ниссана и Кадиллака присоединилась Toyota. Эта четверка до последнего момента слепит водителя нагоняемого автомобиля в зеркала, вынуждая брать управление светом на себя и принудительно переключаться на ближний.

В целом электронный разум всех тестовых авто соображает более-менее адекватно, за исключением вышеупомянутой особенности. Ездить со световыми ассистентами действительно легче и приятнее. Во всяком случае, пока не возникают специфические условия, которые на данном этапе развития технологий невозможно заложить в алгоритм. Например, неудобно перед дальнобойщиками. Верх кабины грузовика появляется из-за пригорка намного раньше фар, на которые ориентируется управляющая система. А пока нет «раздражителя», дальний свет продолжает слепить. Ведь положенные фурам три желтые лампочки наверху кабины теряются в темноте, электроника их не распознаёт. А в ручном режиме вежливый водитель, заметив верхние габариты грузовика, заранее переключился бы на ближний. Похожие проблемы могут возникнуть в зимнюю слякоть. Камера попросту не поймет, что вот это тусклое мерцание впереди – головная оптика встречной машины.

Еще один нюанс – особенности рельефа дороги. До встречной машины запросто может быть километр и ваш дальний ей пока не мешает. Или же вы оба спускаетесь в низину, когда свет можно не переключать до последнего момента.

Как и в случае с фурой, грамотный водитель будет действовать по ситуации, а электроника переключает свет строго в соответствии с заложенной программой – когда встречные фары начнут «бить в лоб». Конечно, со временем электроника станет получать больше информации. Например, через коммуникацию Car-to-Car или Car-to-Х и лучше ориентироваться в нестандартных ситуациях. Пока же всем машинам они не по зубам.

Выводы из такого своеобразного «ночного дозора» были сделаны следующие:

  • еще раз подтвердился тезис, что сами по себе светодиоды в фаре вовсе не гарантируют ее отличную работу. И чем дешевле машина и, соответственно, фара, тем хуже свет.
  • переход с галогена и ксенона на светодиоды обусловлен необходимостью быть в тренде и рапортовать о снижении энергопотребления.
  • среди очевидных плюсов LED-фар – более привычный для человеческого глаза спектр и «вечные» источники света. Второе утверждение чисто теоретическое и требует подтверждения практикой.
  • минусы – сложная и дорогая конструкция, которая при любых неполадках или повреждениях заменяется только в сборе.

Цены на новые светодиодные фары сильно зависят от марки. Например, фара на Nissan стоит около 40 000 рублей, на Infiniti уже вдвое дороже, на Mercedes-Benz – втрое, а на Audi – в пять-шесть раз!

Цены, разумеется, примерные, но порядок такой. Как заводская опция LED-оптика тоже влетает в копеечку. Volvo оценивает ее в 85 900 рублей относительно базовой галогенной, Mercedes-Benz для С-класса – в 120 452 рубля.

Замена штатного ксенона светодиодным светом при покупке седана Jaguar XF обойдется в 170 900 рублей. У Audi доплата скромнее – всего 67 382 рубля. Но берут ее не за замену ламп накаливания светодиодами, а за одну только матричную технологию. А в базе у Q7 уже стоят более простые LED-фары.

Машины родом из Японии, Южной Кореи и США заоблачными расценками не шокируют – у них модные источники света идут в пакете с другими опциями, или вовсе входят в базовое оснащение.

Рекомендации теста таковы:

Доплачивать за «просто» LED-фары не стоит. Но если они оснащены хотя бы одной-двумя дополнительными функциями, например поворотным светом, дополнительными секциями боковой подсветки, автоматическим управлением дальним светом или, наконец, матричной технологией, имеет смысл раскошелиться, если финансы позволяют. Это чрезвычайно полезный арсенал, заметно повышающий уровень активной безопасности и делающий поездки в темное время более комфортными.

«
»

Наши автоинструкторы!