• Автоинструктору
  • Войти
  • Зарегистрироваться
Частные уроки вождения
Большая база Автоинструкторов


Категория: Полезные статьи

Что важно знать водителю-новичку


Что надо знать водителю-новичку: скоростной режим, ибо превышение его – главный фактор аварийности на дороге во всём миреКаждый профессионал был когда-то любителем. В задачу профессионального вождения входит не только отрабатывание определённых действий в каждой конкретной экстремальной ситуации, но и прогнозирование этой ситуации, и избегания её ещё до того, как она произошла. Настоящий водитель профессионал, это не обязательно профессия, это стиль поведения на дороге в совокупности с хорошим опытом, реакцией, здоровьем. В рамках одной статьи невозможно досконально описать все факторы, определяющие профессионализм. Рассмотрим некоторые пункты.

1) Выбор автомобиля. Обстоятельства могут быть и такие, что ездить приходится на автомобиле, который вам может не подходить. Но чаще всего профессионалы сами выбирают автомобиль, досконально подходя только к основным вопросам.

Останавливаться на моделях и марках машин – непрофессионально. Это каждый выбирает сам. Привод автомобиля не играет главной роли, но основная тенденция – это выбор полного привода с обязательным отключением одного моста. Но с чем почти все согласны – так это с однозначным выбором механической коробки передач. Это подтверждает и тот факт, что в охране некоторых известных мировых лидеров служат автомобили именно с механическими коробками передач. Автоматические или комбинированные коробки передач – безусловно, удобнее, но проигрывают механике почти по всем параметрам. Эти параметры — разгон, особые условия дорожного покрытия, управляемый занос, замеряются на определённых тестах, и выводить их здесь нет надобности. Механическая коробка передач позволяет водителю более точно контролировать ситуацию. Есть и минус – правую ногу водитель должен с педали газа переносить на педаль тормоза, что в определённых ситуациях занимает от 0. 2 до 0. 8 секунды. Но профессионалы научились справляться с этим, с помощью одной техники.

2) Техники избегания потенциально опасных ситуаций. Любая машина, любой пешеход или любое препятствие – это потенциально опасная ситуация на дороге.

Практически невозможно контролировать все эти ситуации на дороге, да ещё на все 360 градусов. Практический совет – вы едете со средней скоростью и видите ситуацию, которая на ваш взгляд является потенциально опасной. Например – дети играют рядом с дорогой, вдоль обочины идёт явно подвыпивший человек, на встречной полосе быстро несётся спортивная машина. Степень оценивания потенциальной опасности у каждого своя. Совсем не нужно в такой ситуации резко сбавлять скорость, достаточно перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза, без нажатия на неё (для механической коробки). Скорость и так сбросится, от того, что вы убрали ногу с педали газа. Данный манёвр экономит от 0. 2 до 0. 8 секунд. Если ситуация из потенциально опасной перешла в аварийную (ребёнок выбежал на дорогу, подвыпившего человека качнуло в сторону дороги), эта экономия времени в 30-40 % случаев помогает избежать аварии. А профессионал параллельно с переносом ноги на педаль тормоза, включит ещё и пониженную передачу, например, с 4-ой на 3-ю. В данном раскладе машина затормозит быстрее и с меньшей вероятностью заноса. Конечно, так делать не получится перед каждым пешеходом или каждой встречной машиной.

Поэтому второе правило техники избегания потенциально опасных ситуаций – скоростной режим, ибо превышение его – главный фактор аварийности на дороге во всём мире. Что касается скорости, нужно знать следующее. Столкновения можно разделить на две большие группы.

  • Первая – столкновения, с последующим гашением энергии. Грубо говоря, после первого удара автомобиль ещё движется, за счёт чего гасится энергия. Например, опрокидывание или кувыркание автомобиля после удара по касательной.
  • Вторая группа – столкновения с ежесекундным погашением всей энергии. Например, автомобиль ехал на большой скорости, водитель потерял управление и автомобиль врезался в дерево. Другими словами, после первого удара автомобиль не продолжает движение. Вся кинетическая энергия в таком случае гасится в диапазоне 1 – 1. 5 секунды.

При прочих равных условиях, вторая группа столкновений более тяжёлая, вызывающая более сильные перегрузки на находящихся внутри автомобиля людей. Стоит отметить, что при столкновениях второй группы, на скорости более 90 км/ч (55. 92 миль/ч) смертность составляет в десятки раз больше, чем при столкновениях первой группы, независимо от автомобиля.

Для чего это надо знать? Для моделирования своих действий в тех ситуациях, когда столкновение неизбежно. Для профессионала недопустима авария так называемой, второй группы. Даже в самых критических ситуациях, особенно это касается выезда на встречную полосу с потенциально опасным лобовым ударом, нужно подставить под удар ту сторону машины, чтобы после удара она закрутилась, тем самым уменьшив первоначальную перегрузку от первого удара, который мог быть смертельным. При более умеренных скоростях допускается подставлять под лобовой удар перед машины, но не фронтально, а с незначительными поворотами, как бы врезаясь углом кузова.

3) Потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть, во время движения. Технический аспект таких ситуаций должен быть сведён к минимуму. Автомобиль не должен использоваться, если нет уверенности в его надёжном техническом состоянии. В таком случае отказ тормозов или рулевой системы исключён. Взрыв или повреждение целостности колеса на скорости – то, от чего не застрахован никто. Чем больше скорость, на которой взорвалось колесо – тем меньше у водителя шансов что-либо предпринять. Резко тормозить в такой ситуации нельзя, но инстинктивно все так и поступают. В результате это приводит к ещё большему заносу, с последующей полной потерей управления. Всё это происходит быстро, и водитель не выбирает куда врезаться — в мягкие кусты на обочине или в машину, которая летит с не меньшей скоростью по встречной полосе.

Основное правило в данном вопросе – опять же предвидеть, не наезжать на мусор на дороге, сбавлять скорость на плохом участке дороги. В случае взрыва или прокола необходимо начинать тормозить пониженной передачей, после снижения скорости плавно нажать на тормоз. До последнего контролировать управление и избегать заноса. Падение груза на скорости, у идущего перед вами автотранспорта. В данной ситуации следует рассчитывать на хорошую реакцию водителя. Профессионал предвидит падение груза, обгонит машину или возьмёт большую дистанцию от неё. Хуже, когда груз резко падает с идущего вам навстречу автомобиля. Это та ситуация, в которой надо действовать, что называется по месту. Главное правило – при резком торможении не допускать заноса. Кстати, отрабатывать поведение в заносе необходимо обязательно, несколько раз в год – в разные сезоны. Делается это на закрытой площадке с имитацией различных ситуаций.

Возгорание на ходу. В данной ситуации автомобиль останавливается в месте, удалённом от потенциально опасных объектов, например, бензоколонки. После чего в общем порядке тушится пожар.

Отказ тормозов. Этот случай весьма травмоопасный, так как автомобиль с отказавшими на скорости тормозами невозможно остановить быстро. Можно только придерживаться общих правил – попытаться поднять ручку стояночного тормоза, тормозить пониженной передачей, несколько раз энергично нажать на педаль тормоза, если удар неизбежен. При неизбежности удара выбирать “своё место” нужно с особой тщательностью.

Существует такое понятие – активная и пассивная безопасность. Активная безопасность – то, что позволяет избежать столкновения, пассивная – то, что помогает, если столкновение произошло. Профессиональные навыки, опыт и хладнокровность водителя повышают активную безопасность в разы. И всегда помнить – правильное действие спасёт жизнь в критической ситуации.

«
»

Наши автоинструкторы!